РУБРИКИ   О ГАЗЕТЕ    
ТРИ ВЕКА ОРАНИЕНБАУМА

Выпуск  № 089  от  19.05.2011
Битва за пассажиров
Конкурируя между собой, судовладельцы не только снижали цены, но и устраивали на борту бесплатные концерты
Леонид АМИРХАНОВ

«Никто из пассажиров, какого бы звания и чина он ни был, не должен вмешиваться в распоряжение пароходом, в управление машинами, также заводить споры с кем-либо из людей, к пароходам принадлежавших и тем менее бить их или давать им горячие напитки, ибо через то пароходы могут подвергнуться опасности, а с тем вместе и пассажиры».
Это фрагмент «Условий, на которых принимаются на пароход пассажиры», такие публикации в XIX веке обычно в начале апреля появлялись в «Санкт-Петербургских ведомостях». Одновременно сообщалось о предстоящем открытии пароходного сообщения Кронштадт – Петербург и Кронштадт – Ораниенбаум.

Ораниенбаумская пристань. Открытка начала XX века.Для жителей Кронштадта Ораниенбаум многие годы служил важнейшим пунктом, связующим остров Котлин с материком. Правда, добраться до столицы можно было напрямую – до Николаевской набережной (ныне она носит имя Лейтенанта Шмидта) либо через Сестрорецк или Лисий Нос. Но путь через Рамбов считался основным. Глубины южного фарватера позволяли использовать суда со значительно большим водоизмещением, чем на северной стороне.

Эти пути осваивались еще с петровских времен. Революционные перемены начались в середине XIX века. Некто Солодовников зимой 1861/62 годов предполагал открыть железнодорожное сообщение с Ораниенбаумом. «Вагон первого класса будет теплый с камином, обит коврами». Речь шла о дороге, проложенной по льду Финского залива. По одним данным, это были только мечты, по другим – несколько рейсов из Кронштадта и обратно удалось все-таки совершить. Но помешали подвижки льда, и рельсы пришлось разобрать. Этой неудаче были якобы очень рады извозчики, которые не хотели видеть альтернативу своим резвым лошадкам.

С 1889 года у извозчиков, перевозивших пассажиров по льду залива, появились другие конкуренты – «общественные кареты», имевшие большую вместимость. Они прибывали в Ораниенбаум за полчаса до прихода поездов из столицы. Ледовая дорога была оборудована опознавательными знаками в виде елок. На линии Кронштадт – Санкт-Петербург существовал даже трактир, где можно было согреться как снаружи – у печки, так и внутри – рюмкой водки, скромно закусив ее расстегаем. Правда, водка иногда могла сыграть с выпившими ее злую шутку. Ведь, как известно, при употреблении алкоголя увеличивается теплоотдача. Но не всем путешественникам это было известно, поэтому периодически газеты сообщали жуткие истории о несчастных, замерзших на пути в Ораниенбаум или Кронштадт.

Летний маршрут к Ораниенбауму активно осваивали пароходы. В начале 1850 года предприниматели П. В. Синебрюхов и Г. Г. Куречанов организовали «Товарищество пароходного сообщения между Кронштадтом и Ораниенбаумом». Первый пароход «Луна», заказанный в Англии, прибыл в Kpoнштадт 5 июля 1850 года и начал регулярные рейсы. Вскоре на линии заработал второй пароход – «Заря», также построенный в Англии.

В 1861 году из Великобритании прибыл новый пароход «Утро». Он заменил на линии Кронштадт – Ораниенбаум «Зарю», переведенную на маршрут Кронштадт – Петербург. В 1869-м флотилия «Товарищества» пополнилась пароходом «День», а в 1880-м – прибывшим из Германии пароходом «Луч».

С 1868 года началось движение пассажирских поездов между Петербургом и Ораниенбаумом. Для удобства кронштадтцев прибытие и отправление пароходов было согласовано с расписанием поездов. Дела у «Товарищества» шли неплохо, но вскоре появились конкуренты. С 1878 года регулярные рейсы из Кронштадта в Ораниенбаум выполнял пароход «Обновка» купца В. Н. Яшумова, переманивший некоторое количество пассажиров.

Но настоящая конкуренция, к немалому удовольствию жителей Кронштадта, началась, когда «на тропу войны» вышел купец Н. Г. Сидоров. Благодаря его стараниям в 1885 году прорыли канал от берега до ораниенбаумского вокзала. На линии появились его колесный пароход «Николай» и два винтовых буксира, подвозивших кронштадтцев почти к самому перрону вокзала.

Судовладельцами двигали не только материальные интересы, но и личные амбиции. Поэтому неожиданное снижение цены было распространенным методом борьбы с конкурентами. Во время рейсов пассажиры могли бесплатно увидеть и услышать выступления артистов, угоститься чаем или чем-нибудь покрепче. Иногда Сидоров привлекал на Ораниенбаумскую линию пароходы Петрозаводского общества «Великий князь», «Царевна» и «Геркулес», работавшие на линии Кронштадт – Петербург.

Товарищество Синебрюхова и его компаньонов не сдавалось, и в 1889 году на линию вышел только что построенный в Швеции ледокольный пароход «Луна», значительно расширивший временные рамки навигации. В следующем году появился еще один ледокольный пароход – «Заря». Однако бороться с конкурентами становилось все тяжелее, и Синебрюхов с компаньонами, переименовавшись в «Товарищество пароходного сообщения между Кронштадтом, Ораниенбаумом и Петербургом», сосредоточились на линии Кронштадт – Петербург...

В советское время связь между Кронштадтом и Ораниенбаумом (с 1948 года – Ломоносов) осуществлялась паромами «Кремль», «Совет», «Александр Невский», «Тургенев». Зимой на линии работал ледокол «Тасуя», а также буксиры «Ленинград» и «Ломоносов». Одновременно действовала и ледовая автомобильная дорога, прекратившая свое существование в 1966 году.

Ледовая дорога из Ораниенбаума в Кронштадт.С 1969 года на этой линии начали работать автомобильно-пассажирские паромы-ледоколы «Андрей Коробицын» и «Николай Каплунов», специально построенные для Финского залива. Они могли взять до 20 легковых автомобилей и до 300 пассажиров, размещавшихся в двухэтажной надстройке. Дополнительно можно было разместить 90 человек на палубе. Паромы ходили шесть раз в сутки, а время в пути составляло всего полчаса. Одновременно с паромами можно было добраться до материка и на «Ракете», позднее на «Метеоре», которые делали до 30 рейсов в сутки.

8 февраля 2011 года оставшийся в одиночестве на линии Ораниенбаум – Кронштадт паром «Николай Каплунов» получил повреждение корпуса и был вынужден встать на ремонт, который так и не начался. Жителям Кронштадта, которым необходимо попасть на такой близкий южный берег, приходится добираться до него через берег северный. Остается надеяться, что такая ситуация продлится недолго...
 

Copyright (C) 2000 Издательский дом "С.-Петербургские ведомости"
191025 Санкт-Петербург, Ул. Марата 25.
Телефон: +7 (812) 325-31-00
Факс: +7 (812) 764-48-40
E-mail: post@spbvedomosti.ru